Новости

Почему в России непопулярны образовательные кредиты

18.09.2018 | 21:33:53

Машина лучше образования. Образовательный кредит в России остается наименее популярным потребительским займом. С одной стороны, потому что ни банки, ни учебные заведения не поддерживают кредит на обучение, с другой стороны, потому что в России ввиду кризиса граждане готовы брать кредит на конкретную, осязаемую вещь, а не на абстрактные знания. Раньше государство предпринимало попытки поддерживать кредит на образование. В ряде банков была введена специальная программа образовательных кредитов с более низкой ставкой. По условиям кредита за время обучения выплачивались только проценты, а тело кредита гасилось уже после выпуска. Программа действовала с 2010 по 2017 год, и за это время займом воспользовалось всего 10 тысяч человек, что и в общей массе студентов, и в общей массе выданных потребительских кредитов за этот период составляет менее 1%.

Плати как все. Сегодня поступающий в вуз на платной основе может оформить потребительский кредит на общих основаниях и воспользоваться им. Такой вид кредитования обладает следующими особенностями.

 1. Заемщиком по договору может выступать сам обучающийся от 14 лет (с поручителями-родителями). Но тут возникает вопрос, что делать тем, у кого родителей нет?

2. Выплата основного долга производится по истечении определенного периода. Имеется льготный период, когда уплачиваются только проценты.

3. Деньги перечисляются напрямую на счет кредитной организации.

К тому же кредитные организации, пытаясь себя обезопасить, выдвигают собственные дополнительные требования: наличие минимального трудового стажа заемщика от 3 месяцев; получение регулярного дохода, достаточного для обслуживания долга и отсутствие отрицательной кредитной истории. Если заемщик или созаемщик имеет отрицательную кредитную историю, открытую просроченную задолженность, в выдаче кредита будет отказано.

Подобный инструмент сегодня доступен только для жителей больших городов, в которых нет проблем с трудоустройством и средний заработок позволяет соответствовать всем требованиям банка к кредитоспособности заемщика или, что более вероятно родителей заемщика. Кроме того, не все кредитные организации имеют в своем арсенале такой кредитный инструмент, что сужает возможности его использования.

Через тернии к образованию. Чтобы кредитный инструмент стал популярным, над его доступностью надо работать. Для этого банки должны быть заинтересованы в его развитии. Вместе с этим сами учебные заведения должны потрудиться над тем, чтобы популяризовать такую форму оплаты для абитуриентов, ведь это еще один шанс увеличить набор в вуз. Чаще всего граждане отказывают своим детям в получении высшего образования именно из-за того, что у них нет возможности оплатить учебу в полном объеме. И, наконец, самое главное: механизм получения образовательного кредита должен стать более простым и доступным для заемщика. Прежде всего, порядок оплаты учебы в учебном заведении должен соответствовать по срокам реализации порядку зачисления студента и процедуре выдачи кредита. Зачастую некоторые гарантии, которые требует банк, не могут быть представлены заемщиком. Поэтому стоит как-то иначе обеспечивать возвратность ссуды, например, переложив гарантии на будущее трудоустройство выпускника, а в рамках учебного процесса субсидировать обучение за счет государства и, может быть, включить в список требований позицию успеваемости студента.

Остается надежда на запуск государственной программы поддержки образовательного кредитования, которая позволит согласовать интересы банков, заемщиков и учебных заведений и запустит, наконец, стимулирующий механизм образовательного кредитования. При этом нельзя забывать: чтобы схема работала, она должна быть удобна для всех участников кредитных отношений.

Обучение как инвестиция. В развитых странах прослеживается четкая взаимосвязь между образованием и будущей карьерой, поэтому образовательные кредиты у них распространены. В США 60% студентов получают высшее образование при помощи образовательного кредита. В Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции более 55% стоимости обучения покрывается государственными грантами, 25–28% — образовательными кредитами или сочетанием данных видов помощи. Главными особенностями кредита на образование за рубежом являются два фактора: во-первых, достаточно низкая процентная ставка, на уровне 2–5%; во-вторых, платежи по кредиту идут уже после выпуска студента из высшего учебного заведения.

 

Елена Алтухова, доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Похожие материалы

Яндекс.Метрика