“Феминизм в России имеет отрицательную коннотацию”

29.12.2018 | 18:29:58

25 ноября в Иркутске усилиями феминистского движения "Женская солидарность" были проведены мероприятия, приуроченные к Международному дню борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин. Кроме кинопоказа-дискуссии фильма “Орландо”, жителям Иркутска рассказали лекцию о феминизме. Лектором выступила 22-летняя студентка 4-го курса ИФИЯМ ИГУ Елена Кригер. ”Новый Иркутск” решил узнать у Елены больше информации о феминизме и его перспективах в России.

Как давно вы увлеклись феминизмом?

С 2013 года.

Как это произошло?

Сложно ответить, но в любом случае, это было не одномоментно. На тот момент близкая подруга открыла для себя феминизм и постоянно скидывала мне разные статьи и литературу по теме; чем больше я читала, тем больше втягивалась. Собственно, так и завертелось.

Были примеры из жизни до 2013 года, где вы на себе ощущали то, против чего выступаете?

Само собой. Просто раньше некоторые моменты не воспринимались мной негативно. Например, если мой молодой человек шутил на какие-нибудь сексистские темы, или когда родственники читали лекции на тему того, какой должна быть девушка (что и кому именно она должна), мне казалось, что это нормально, и что так и должно быть. Сейчас, конечно, всё иначе.

Что вы понимаете под “сексистскими шутками”?

Всякие шутки про женское место, женскую логику, приколы про физическое и сексуальное насилие и т. д.

Расскажите, за что конкретно вы выступаете, и о чем рассказывали на лекции?

На лекции я рассказывала про историю Международного дня против насилия в отношении женщин, про разные течения феминизма, про самые популярные мифы о феминизме и феминистках.

В целом, феминизм как движение выступает за искоренение насилия в отношении женщин и предоставления им всей полноты прав, потому что до сих пор существует дискриминация женщин на рабочих местах, репродуктивное давление, процветает культура насилия. Собственно, феминизм против всего этого. Но так как существуют разные течения, то и подход к этим проблемам у всех разный.

Сколько разных течений есть в феминизме, и чем кардинально они отличаются? К каким из них принадлежите Вы?

Очень много: экофеминизм, анархо-феминизм, квир-феминизм, марксистский феминизм, социалистический, сепаратистский, культурный и так далее. Но самые большие три ветви: либеральный, интерсекциональный и радикальный, к коему я себя и отношу.

Либеральный феминизм предлагает работать с уже существующими институтами общества, чтобы добиться равноправия, но не изменять их.

Интерсекциональный феминизм основан на теории пересечений - не все угнетены в равной степени.

Радикальный феминизм базируется на широких социальных реформах, заимствует из марксизма понятия "класса угнетённых" и "класса угнетателей", считая, что женщины угнетаются именно как класс, а не каждая в отдельности и по-особенному. Радикальный он потому, что коренной, т.к. radix - корень, поскольку именно с этого движения всё, по сути, и началось. На нём же строится большая часть теории.

Требования у всех феминисток в мире примерно одинаковые с некоторыми отличиями, зависящими от течений, а не конкретных изменений в конкретной стране? Это мировое движение, выступающее единым фронтом?

Да, можно сказать и так. Несмотря на то, что все страны разные, проблемы, по сути, существуют одни и те же. Разница в том, как к ним относится общество (и считает ли это проблемами вообще). Например, в некоторых европейских странах начинают бороться с трудовой дискриминацией. У нас, к сожалению, достаточно традиционный уклад и само понятие дискриминации не воспринимается серьёзно, а как чья-то больная выдумка или изобретение американцев, которые хотят разрушить “духовные скрепы”.

Но ведь это нормально, когда страны отличаются друг от друга своей культурой и традициями. Весь мир ведь не может быть одинаковым...

Конечно, не может. Но некоторые из традиций в целом не учитывают элементарные права человека. В исламских странах, например, женщины вообще существуют на положении имущества. В России ситуация не настолько плоха, но, с точки зрения феминизма, хорошего всё равно мало.

Какие конкретно в России есть вещи, которые, с точки зрения феминизма, следует изменить?

В России - культура насилия, обвинение жертвы, несправедливость легальной системы в случаях домашнего и сексуального насилия, репродуктивное давление (постоянная атака на аборты и давление общественности на бездетных женщин), список из 456 запрещенных профессий, на которые не берут женщин из-за "вреда репродуктивному здоровью", хотя сами женщины, в принципе, могут оценить свои риски и способности к такого рода работе.

Почему в странах, где женщины реально имеют мало прав, нет особо видимого феминизма, а в США, Западной Европе и России он есть?

О феминизме в исламских странах не слышно, в основном, потому что самых громкоголосых активисток там сажают, и сама культура не очень располагает к активному сопротивлению - бесправие и доминация патриархальной культуры не дают женщинам возможностей открыто высказаться и не оказаться потом в могиле. Тем более, феминизм имеет долгую историю именно в США и Европе, у нас он, скорее, берет корни из революционного времени, и даже при условии того, что женщины были формально равны с мужчинами, традиционные стереотипы никуда не делись.

Но ведь феминизм - мировое движение, выступающее за права женщин во всем мире. Почему же тогда феминистки на своих акциях по всему миру не призывают оказать давление на страны, где женщины имеют реально мало прав? Или права женщин интересует движение только в конкретных странах? Если я вас попрошу назвать страну, где лучше всего дела обстоят с правами человека, то вы, думаю, назовете страну из Западной Европы или Северной Америки. А если спрошу про худшую ситуацию, то это, скорее всего, будет страна Персидского залива, Африки или Азии. Но нонсенс в том, что там, где ситуация лучше всего, женщины недовольны своим положением и требуют лучшего, а в тех странах, где у женщин практически нет прав, никто за их права не борется. И феминистки демократических стран не поддерживают и не оказывают видимую помощь тем женщинам...

На самом деле, феминизм уже давно этим занимается. Существует целое отделение ООН, в повестке которого как раз борьба за права женщин и девочек во всем мире. Например, они долгое время пытаются запретить женское обрезание в африканских странах. Так что нельзя с уверенностью заявлять, что феминистки радостно “забивают” на проблемы женщин в традицоналистских странах и занимаются только своими местечковыми проблемами. Феминистки привлекают к проблемам в упомянутых вами странах внимание различных организаций и мировой общественности, но устроить нам фем-джихад во имя свержения патриархата, естественно, никто не даст. И даже в тех странах, в которых, на первый взгляд, всё хорошо и все права давно получены, проблемы всё равно существуют.

Вы считаете, что в России патриархат?

Да, даже в США и странах Европы строй общества до сих пор патриархальный.

Но ведь в свободных странах люди сами выбирают, как им жить, кого любить, как воспитывать детей. Никто этого запретить не может, иначе это уже не демократия. Каким образом вы хотите это изменить?

Патриархальный строй не определяется только тем, что женщины не имеют права встречаться с тем, с кем захотят и заводить семью с тем, с кем совпадают взгляды (если вообще заводить). Патриархат - это социальная система, которая ограничивает людей вообще, не только женщин, запихивая их в рамки мужественности и женственности.  Например, мужчины должны обеспечивать семью, а женщины - заботиться о домохозяйстве. Любой выход за эти рамки воспринимается в патриархате как девиация - например, если мужчина и женщина хотят работать в нетипичных для них сферах. Феминизм как раз за то, чтобы никаких рамок вообще не было и чтобы людей не ограничивали в возможностях только по половому признаку.

Можете привести примеры таких нетипичных сфер деятельности, когда общество осуждает, или государство не дает равные возможности всем?

Политика для женщин и практически любая работа с детьми для мужчин.

У нас есть женщины в политике...

Если посмотреть процентное соотношение женщин и мужчин в составе той же Думы, цифры будут не в пользу первых.

Но ведь женщины могут быть политиками, если они этого захотят. Их за такой выбор не "затравит" общество. Депутатов выбирают люди, которые проголосовали таким образом. У женщин ведь точно такое же избирательное право. Значит, в том числе и женщины проголосовали за мужчин.

"Могут, если захотят" - это замечательно. Но мочь и хотеть, и иметь нормальную репрезентацию равного количества мужчин и женщин у власти - это разные вещи. Голосуют за мужчин (в том числе, и женщины), в первую очередь, из-за стереотипа, что мужчины - те, у кого власть. Да, женщины тоже могут считать себя недостойными таких должностей из-за патриархальных рамок. Это последствия аутомизогинии (саможеноненавистничества).

И мужчины и женщины могут считать себя недостойными таких должностей. Это их право считать и строить свою жизнь так, как они хотят. Если женщины не хотят идти в политику наравне с мужчинами, хотят голосовать больше за мужчин, то это тоже их право. Ведь не должно быть в Думе 50\50 мужчин и женщин только из-за того, чтобы никто не подумал, что женщин ущемляют. Вы хотите сказать, что эти все люди неправильно живут и неправильно голосуют?

Я хочу сказать, что система, которая не представляет интересы женщин в равных пропорциях, должна быть изменена. То, как голосует общество, отражает влияние патриархата. Например, во время президентской кампании Собчак большинство претензий касалось не того, какая она одиозная персона, а то, что женщина не может рулить государством.

Далеко не все женщины разделяют идеи феминизма. Например, феминистки не хотят, чтобы женщин воспринимали как женщин, и к ним было особенное отношение со стороны мужчин как к женщинам, в том числе и в сексуальном плане. Но многие женщины хотят быть женственными, и им все это нравится. Получается, что феминизм борется за права не всех женщин, а лишь их части?

Феминизм борется за права женщин в целом, но то, что большинство не разделяет феминистских взглядов - это, к сожалению, правда. Многие жалуются на то, что якобы из-за феминисток женщинам теперь приходится работать наравне с мужчинами и таким образом лишаться женственности, но как-то упускают ту деталь, что даже в прошлом не вкалывал только небольшой процент женщин, которые принадлежали к высшим сословиям. Остальные тянули на себе и хозяйство, и семью. Забавно и то, что многие из тех женщин, которые открещиваются от принадлежности к движению, разделяют некоторые его взгляды. Слово "феминизм" в России вообще имеет отрицательную коннотацию, так что это неудивительно. 

Феминизм не запрещает женственность, не призывает всех немедленно выкинуть все “шмотки” и косметику, а неугодных женщин карать. Феминизм вообще не может никому ничего запретить, потому что это общественно-политическое движение, а не тоталитарный режим. Однако, феминизм напоминает, что восприятие мужчинами женщин как созданий эфемерных, хрупких и чувствительных является доброжелательным сексизмом - все тем же нежеланием признать в женщине равную, но теперь под соусом заботы. Всё же женщины - это взрослые люди, которые могут сами о себе позаботиться. Тем более, что эти "привилегии" играют против всех женщин. Например, при том же приёме на работу, когда женщине отказывают в высокооплачиваемой должности, потому что она не сможет выдержать всего стресса этой работы. Отсюда же, кстати, растут ноги у такого явления, как менсплейнинг - когда мужчины пытаются объяснить какие-то понятия из определённой области женщинам, которые обладают более широкими познаниями по теме - просто потому, что женщина не может разбираться в тонкостях темы так, как мужчина.

Женщин, которые не разделяют феминистические взгляды, устраивает, что мужчины делают одни вещи, а они - другие. В общем, их устраивает все так, как есть. Поэтому если вы добьетесь глобальных изменений в пользу одних женщин, то этим будут недовольны другие женщины. Ведь это их право хотеть противоположного от феминисток. Получается, что некорректно говорить о том, что феминистки борются за права женщин, скорее - они борются за права феминисток...

Наряду с феминизмом существуют разного рода мужские движения, которые борются за права мужчин. И те и другие якобы должны бороться за права людей, но насколько я знаю, феминистки и представители мужских движений находятся в не очень хороших отношениях. Это так?

Так, и в основном потому, что движения за права мужчин часто выдвигают требования к женщинам, которые являются сексистскими. Например, то, что женщина не может делать аборт без согласия отца.

Вы же выступаете за равенство женщин с мужчинами. Мужчина является тоже родителем. Почему тогда в данном случае женщина может решать, а мужчина нет?

Потому что только женщина может принимать решения в отношении своего тела. Это она тратит ресурсы своего организма на эмбрион и рискует здоровьем, вынашивая его. И да, некорректно называть феминизм движением за равенство женщин и мужчин. Феминистки борются за женские права, некоторые из которых являются специфичными для женщин (то же репродуктивное здоровье, к примеру).

То есть, феминистки не против замены патриархата на матриархат?

Некоторые - возможно. Но даже если так, матриархат в предоставлении феминисток - это не зеркальное отражение патриархата, в котором женщины воспринимаются как унтерменши, а система, в которой женщины занимают большинство руководящих позиций, имеют власть и влияние во всех сферах общества и имеют возможность построить общество без ограничений по признаку пола. Представления о том, что в матриархате наступит тотальный фемдом, а мужчин будут либо убивать, либо держать на правах домашних животных без прав, ошибочны. Но некоторые течения феминизма (либеральный) видят его как движение за правовое равенство мужчин и женщин, и что, получив это правовое равенство, можно будет решать уже остальные вопросы.

Значит, представители мужских движений отчасти правы, поэтому и противостоят вам. Но какой в этом смысл? К чему приведет такое противостояние? К гендерной войне? Не легче ли договариваться и искать компромиссы?

Ну, про гендерную войну – явное преувеличение. Если только информационную. Опять же, все зависит от течения. Либеральные феминистки верят в диалог с мужчинами. Радикальные считают, что от мужчин нет толку в феминизме, потому что слушать феминисток они не будут в любом случае и для мужчин, как для класса, у которого власть, играть в свои же ворота помогая женщинам - это не только нелогично, но и вредно для движения.

Что связывает иркутских феминисток с анархистами?

Некоторые из тех, кто состоит в “Женской солидарности”, являются анархистками. К тому же, у нас схожие повестки, и они периодически помогают с митингами и помещениями для мероприятий.

Сколько феминисток состоит в вашем движении? И есть ли другие подобные движения в городе?

В Иркутске мы единственные. В активе примерно 15 человек, в целом около двухсот.

Почему, на ваш взгляд, феминистки и их движения остаются непопулярными в России?

Стигма вокруг самого понятия. Бытует мнение, что феминистки - это такие жирные лесбиянки, у которых просто мужика хорошего не было, вот потому они и бесятся. Поэтому даже те, кто считает, что женщины должны иметь равные с мужчинами права, не назовут себя феминистками.

Наверное, феминисткам сложно найти пару из-за их жизненных взглядов? Какие девушки-феминистки в отношениях с парнем, мужем? Это ведь влияет на совместную жизнь или они все-таки предпочитают не вступать в отношения с противоположным полом из-за конфликта интересов?

Те, кто встречаются с кем-то, стараются выбирать тех, с кем взгляды совпадают. Ну и совместно обсуждать какие-то щекотливые вопросы.

Игорь Селиванов, Иркутск

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Похожие материалы

Мыльников Ефим Ледяная катастрофа на Байкале 1901 года 22:32 | 20 января 2019
Игорь Селиванов Самые безумные петиции Change.org 15:16 | 18 января 2019
Мыльников Ефим О первом музыкальном концерте в Иркутске 00:31 | 14 января 2019
Игорь Селиванов 10 шагов в Рождество 21:46 | 6 января 2019
Игорь Селиванов Новогодние пранки 2019 20:27 | 31 декабря 2018
Мыльников Ефим ТОП-5 подарков иркутян к Новому году 20:00 | 26 декабря 2018
Мыльников Ефим Историк Миллер в старом Иркутске 00:26 | 24 декабря 2018
Мыльников Ефим О первом пароходе на реке Ангаре 00:06 | 17 декабря 2018
Мыльников Ефим О первых ресторанах в Иркутске 21:06 | 25 ноября 2018
Мыльников Ефим Собака с кошкой в зубах: об Иркутском гербе 22:03 | 18 ноября 2018
Игорь Селиванов Первая мировая война в архивных фотографиях 11:17 | 12 ноября 2018
Яндекс.Метрика