Новости

Арнольд Беркович: «Александр Вампилов — достояние мировой культуры»

12.09.2017 | 18:02:10
Фото из архива Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова

Этой осенью театральную общественность Иркутска ждет яркое событие — XI Международный театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова. В этом году на фестиваль в столицу Приангарья приедет 19 коллективов со всего мира, каждый из которых представит свой взгляд на современную драматургию и театр.

В рамках Вампиловского фестиваля пройдут творческие встречи и круглые столы с ведущими критиками и общественными деятелями страны. Одним из них выступит заслуженный работник культуры РФ, театральный критик Арнольд Беркович. О предстоящем фестивале, современной драматургии и Иркутском драмтеатре мы побеседовали с Арнольдом Владимировичем.

Арнольд Владимирович, расскажите, что для Вас значит это театральное событие, Международный театральный фестиваль современной драматургии имени Вампилова?

Для меня Фестиваль, в первую очередь, — это сам Вампилов. Мне кажется, что в своих произведениях он сумел даже самые анекдотические ситуации насытить такой жизненной, человеческой правдой, таким вневременным положением дел, что все его пьесы остаются актуальными в любое время, какой бы год мы не взяли. Я думаю, что эта вневременность, неограниченность и пространственная широта пьес делает его классиком литературы.

Стоит отметить, что Вампилова часто сравнивают с Чеховым. Ведь он, как и Антон Павлович, не рассказывает обо всем, оставляет некую недосказанность, загадку, которую хочется разгадать. И в этом самом разгадывании кроется своя прелесть. Возьмём того же «Старшего сына». Казалось бы, обычная пьеса о двух студентах, но сколько в ней глубокого психологического анализа человеческой души. И этой глубиной Вампилов примечателен для многих театров. Посмотрите афиши как отечественных, так и зарубежных театров. Я больше чем уверен, что в каждой из них можно встретить имя Вампилова, потому что многим театральным коллективам интересно открыть своего Вампилова, отыскать в его словах что-то свое.

Александр Вампилов — это достояние не только Иркутской области, но и мировой культуры. И проведение таких фестивалей, как Вампиловский, — прямое доказательство того, что Вампилов — удивительный драматург, которого хочется ставить, смотреть и обсуждать.

Фестиваль пройдет в этом году уже в 11 раз. Как Вы думаете, в чем секрет его успеха?

Это опять же личность самого Вампилова, как я уже отметил. Это те ситуации и истории сегодняшнего дня, которые заложены в его пьесах. К нам на фестиваль стремятся приехать не только российские театры, но и заграничные коллективы, чтобы показать свое видение драматургии Вампилова. И радует то, что они относятся к творчеству Александра Валентиновича порядочно. Значение и первого, и второго, и одиннадцатого фестиваля в том, что каждый театральный коллектив своим уважительным отношением к авторам вносит вклад в общую копилку вампиловской и поствампиловской драматургии. Мне кажется, в этом и заключается успех фестиваля. И в этом его бессмертие. Очень хотелось бы, чтобы и на 30, и на 50 по счету фестиваль театры привозили хорошие спектакли. Чтобы они не забывали, что театр — это храм искусства, который призван воспитывать зрителя, делать так, чтобы мы выходили из театра людьми.

Обратимся к репертуару Фестиваля этого года. Есть ли в нем спектакли или коллективы, которые Вас заинтересовали?

Честно говоря, я бы хотел посмотреть все спектакли. Я каждый раз нахожусь в горестном состоянии от того, что не могу попасть на все те постановки, которые привозят театры, ведь многие из них идут параллельно на разных сценических площадках. Но что неизменно, я всегда стараюсь смотреть работы корейских театров, так как мне интересны их взгляды и методы проникновения в вампиловскую драматургию.

Для каждого Вампиловского фестиваля мы, экспертная комиссия, отбираем спектакли. И в этом году мы решили пойти на небольшой эксперимент: включить целых три постановки по одному произведению - «Старшему сыну» Вампилова. Кто-то скажет, что возможно это было ошибочным решением, но мы пошли на такой шаг осознанно. Ведь у каждого театра свое представление этой пьесы, свое видение истории, рассказанной Вампиловым. И включая три постановки по «Старшему сыну», мы добавляем некий соревновательный момент. Чтобы театральным коллективам захотелось в хорошем смысле слова удивить театралов, чтобы зритель смог оценить, сравнить постановки и понять, взгляд какого театра ему ближе.

Как Вы оцениваете работу Иркутского академического театра в разные годы проведения фестиваля? Задает ли драмтеатр, как «хозяин» фестиваля, высокую планку для других театральных коллективов?

Ценность Иркутского академического театра в том, что он на протяжении всех лет своего существования обращается к классике. Причем не избирает для этого какие-то нестандартные методы, которые откровенно вредят литературному материалу, а старается подходить с полной долей ответственности и уважения. Это во-первых. Во-вторых, наш театр — это творческий ансамбль, актерский, режиссерский, который с достоинством и уважительно относится к автору произведения, которого берет для постановки.

Пристально театр относится и к тем спектаклям, которые отбирает для участия в Фестивале. Ведь именно на Иркутской драме лежит ответственность за то, что он покажет зрителям, и какого качества будет тот или иной спектакль. Поэтому Академический театр старается отбирать театры, которые близки ему по духу и взгляду на культур.

Иркутский академический будет представлять на Фестивале спектакль «Прощание с Матёрой» по повести Валентина Распутина. Иркутский театр и то, как работают охлопковские артисты, Вы знаете не понаслышке. Как Вы думаете, придется ли «Матёра» по вкусу театральной общественности со всего мира?

Я думаю, что этот спектакль станет полной неожиданностью и открытием для столичных и зарубежных театров. В нем сплелись и замысел Распутина, и та ситуация, которую он описывал в произведении, и актерская искренность, и режиссерское решение.

Все образы «Матёры» — это настоящие люди. Мне кажется, что актеры здесь нашли самих себя. Они ничего не играют, они живут в этом спектакле. И та удивительная актерская палитра, тот актерский ансамбль, который театр представил в спектакле, будут хорошо приниматься в театральном мире всей страны.

Мне кажется, что об этом спектакле есть что говорить, есть о чем задуматься после его просмотра. Он не оставляет человека равнодушным. Он вызывает боль и заинтересованность в том, что происходит вокруг каждого из нас. И эту самую боль актеры смогли найти и смогли передать зрителю.

Я знаю, что сразу после Вампиловского фестиваля театр будет показывать «Прощание с Матёрой» на сцене Малого театра. И я думаю, что этот спектакль вызовет резонанс среди столичной театральной публики. И возможно в какой-то степени даже станет уроком для московских театров в том, как надо ставить хорошие спектакли, которые бы формировали российскую культуру.

Вампиловский фестиваль посвящен современной драматургии. Есть ли, на Ваш взгляд, у современных драматургов какая-то своя особая, отличительная черта?

Великие имена рождаются не каждый день. Именно поэтому мы имеем честь говорить сегодня и о Вампилове, и о Распутине, и о Чехове, и о Пушкине. Я, к сожалению, не могу с радостью принять поствампиловскую драматургию. Многие произведения современных драматургов не затрагивают какие-то важные общечеловеческие проблемы, они не заглядывают вглубь, оставляя те или иные ситуации на поверхности. Посмотрите, Гельман написал «Скамейку», где казалось бы обычная любовная ситуация между двумя людьми, но мы смотрим на нее, удивляемся и плачем. Или «Варшавская мелодия» Зорина. Тоже два человека, но мы страдаем и переживаем за них, несмотря на то, что прежняя политическая система уже ушла.

Мне кажется, что большинство тех драматургов, которые появились после Вампилова, еще проходят некую школу ученичества. И мне очень хочется надеяться, что в будущем из них, пусть не из всех, но хотя бы из одного-двух, вырастет драматург, чьими произведениями мы будем восхищаться так же, как и пьесами Александра Валентиновича.

Ваши пожелания участникам и зрителям XI Вампиловского фестиваля.

Театралы, наслаждайтесь актёрскими работами театральных коллективов со всего мира. Артисты, получайте удовольствие от общения с новым зрителем. Пусть этот фестиваль станет для всех вас тем событием, которое откроет новые двери в театральном мире и расширит горизонты творческого сознания. Дай бог, чтобы Фестиваль, который перешагнул границу своего 20-летия, был таким же ярким и таким же любимым и долгожданным событием для нашего города.


Ирина Рыжакова
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Похожие материалы

Яндекс.Метрика