Новости

Драматург Владимир Попов: «С нетерпением жду новый театральный Вампиловский праздник»

15.08.2017 | 19:53:33

Драматург, член Союза журналистов, Союза писателей СССР и Союза театральных деятелей России Владимир Попов не в первый раз будет гостить на Международном фестивале современной драматургии им. Александра Вампилова. Владимир Сергеевич любит театр, знает и ценит все произведения нашего талантливого сибиряка. Поэтому на Вампиловский фестиваль приезжает со своими ожиданиями.

От фестиваля к фестивалю меняется состав театров, ширится география участников, растет количество постановок. В 2017 году покажут 18 спектаклей театров России, Монголии, Италии, Франции, Кореи, Японии. Кто-то примет участие в фестивале впервые, некоторые коллективы уже известны иркутской публике. Но неизменным остается одно – качество репертуара, который год от года радует зрителей полюбившейся классикой и совершенно новыми пьесами.

Чем ценен Вампиловский фестиваль для Владимира Попова, в чем секрет такого успеха этого театрального праздника и какая она – современная драматургия – об этом мы расспросили Владимира Сергеевича.

- С Вампиловским фестивалем Вас связывает долгая дружба. Расскажите, что для Вас значит это театральное событие? Что Вы предвкушаете перед очередной осенней встречей?

Так получилось, что в Иркутске с 1966 года жили мои родители, и я, будучи студентом МГУ им. Ломоносова, летал к ним ежегодно. И в прошлом веке, и в нынешнем – родители похоронены на Радищевском кладбище в ста метрах от Вампилова…

Всегда любил театр и с конца 60-х годов видел ВСЕ спектакли по пьесам Вампилова. В памяти «Прощание в июне» с трепетной Леной Мазуренко и заводным Валерой Алексеевым. Уникальный «Старший сын» с Таней Хрулевой, Славой Малининым, шикарным Сильвой – Юрой Ицковым…   А как играли старики-охлопковцы! Помню Аркадия Тишина в «Сыне», Виктора Егунова в «Чулимске»… И так далее. Кажется, в 1997 году (60-летие Вампилова) или где-то рядом был Вампиловский праздник с выездом в Кутулик, где довелось выступить с приветствием от москвичей, почему-то других гостей из столицы не оказалось. И незабываемый путь на автобусе в Иркутск ночью, когда озорные байки часа два рассказывал всегда блестящий, неутомимый Виталий Константинович Венгер. О последних фестивалях мои заметки печатал журнал СТД «Страстной бульвар,10», записывали эфир на радио в Иркутске, делился фестивальными впечатлениями с земляками-забайкальцами в толстом и красивом журнале «Слово Забайкалья». С нетерпением жду новый театральный Вампиловский праздник.

- Фестиваль пройдет в этом году уже в 11 раз. И от года к году он собирает большое количество и театров, и зрителей. Как Вы думаете, в чем секрет успеха Вампиловского фестиваля?

- В первую очередь успех связан с именем Вампилова. Его личностью, в которой простота и заразительная коммуникабельность уникально сочеталась с проблеском гениальности в глазах и манерах. Я видел «Саню» лишь однажды в сентябре 1971 года (в Москве у Центрального телеграфа), но глаза помню. Мой великий учитель по семинару драматургии В. С. Розов написал к 50-летию Вампилова статью с говорящим названием «Колдовство его таланта». Виктор Сергеевич высоко ставил молодого автора, с восхищением говорил о нём на семинарах, читал фрагменты его пьес. В своей книге «Свет Розова» я уделил много места вампиловской теме. Очень благодарен Вампиловскому фестивалю, включившему обсуждение этой книги (изданной к 100-летию В.С. Розова в 2013 году) в свою программу. На «Круглом столе» о книге, Розове и Вампилове говорили Вера Максимова, Елена Стрельцова, Виталий Нарожный и другие московские и иркутские критики.

Вторая составляющая успеха Вампиловского фестиваля - в его организации. У руля – бессменный «двигатель» всех праздников Анатолий Андреевич Стрельцов, его правая рука Ольга Николаевна Данилина, плюс рабочий штаб и заводная молодежь, принимающие участников, гостей и зрителей на самом достойном уровне. Свою заразительную лепту вносят и замечательные артисты театра – Николай Дубаков, Яков Воронов и Владимир Орехов – на чайных посиделках вечерами после фестивальных спектаклей.

- Какой театр или даже лучше сказать какой спектакль поразил, впечатлил Вас больше всего за все предыдущие годы Вампиловского, на которых Вы бывали?

Приведу цитату из своего отчета в «Страстном бульваре.10» о предыдущем Вампиловском фестивале. «Каждый автор и его пьеса – это одна сторона качелей. На другой стоит режиссер спектакля. На доске размещается конкретный театр: актеры, художник, музыкальное и световое оформление, декорации… Только согласованные действия двух главных толкателей – автора и режиссера – способны поднять театральные качели на высокий художественный уровень. Разгадать любую пьесу Вампилова, суметь попасть в «качельный» резонанс с автором и создать талантливый, оригинальный спектакль на известном вроде бы вдоль и поперек материале – задачка, доступная далеко не для всех постановщиков. Далеко не для всех!   Спектакль, открывавший Х Вампиловский фестиваль в 2015 году, на мой взгляд, с этой нетривиальной задачей справился блестяще. После финальной мизансцены зрители большого зала театра Охлопкова долго не отпускали со сцены артистов Санкт-петербургского театра «Мастерская» – благодарили замечательную молодую труппу десятиминутной овацией за доставленное удовольствие. Свою громкую лепту в аплодисменты внёс и автор этих строк».

Поставил тот незабываемый спектакль создатель и худрук «Мастерской» Григорий Козлов.

- Как Вы оцениваете работу «хозяев» фестиваля — Иркутского академического театра — в разные годы проведения фестиваля? Задает ли драмтеатр высокую планку для других театральных коллективов?

   – Что касается организации фестивалей, замечательных традиций, предельной самоотдачи «хозяев» фестиваля, то тут высокая планка несомненна. Но вот о творческой высоте Иркутского академического театра, высоте его планки для других театров, судить не берусь. Не всё видел и думаю, что лучший иркутский спектакль для Вампиловского фестиваля еще впереди.

- Знакомы ли Вы с репертуаром Вампиловского фестиваля на этот год? Есть в нем спектакли или коллективы, которые Вас заинтересовали уже сейчас? Если да, то какие и чем они Вас привлекли?

Нет, пока не знаком, будем ориентироваться «на местности».

- Большая часть спектаклей в нынешнем репертуаре Вампиловского поставлены по произведениям именно сибирских авторов — Вампилова, Распутина, Гуркина, Шукшина. Как Вы думаете, с чем связан такой интерес именно к провинциальным авторам, которые, безусловно, сегодня являются личностями мирового масштаба?

Драматурги-сибиряки всегда держат нравственную планку. Рассказывают реальные истории о людях, человеческих взаимоотношениях, пробуждают «чувства добрые». На этом и зиждется интерес нормальных, адекватных зрителей всех времен и народов.

- Вампиловский фестиваль посвящен современной драматургии. Есть ли, на Ваш взгляд, у современных драматургов какая-то своя особая, отличительная черта?

Вопрос широкий, за всех судить не берусь. К сожалению, из того, что видел и читал, эта отличительная черта – размывание нравственных ориентиров, которые всегда были незыблемыми для названных ваше драматургов-сибиряков, а также Антона Павловича Чехова, Алексея Николаевича Арбузова, Виктора Сергеевича Розова, Александра Валентиновича Вампилова.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Похожие материалы

Яндекс.Метрика