Новый Иркутск

Памятник Александру Вампилову на Карла Маркса

18.08.2018 | 15:09:53

С Вампиловым я познакомился еще в лицее, когда учился в Шелехове, еще не будучи жителем Иркутска. Мы тогда читали его «Утиную охоту» и «Старшего сына». Наша преподавательница по литературе А. предлагала группе зачитывать диалоги по ролям, как бы разыгрывая на месте сцены из пьесы. Мне досталась роль Виктора Зилова из «Охоты», мужчины крепкого телосложения, высокого роста, мужчины, чья небрежность и скука в общении не была понятна стороннему лицу с первого взгляда.

323247190_1.jpg

Мы успели продекламировать лишь первое воспоминание, когда Зилов и Саяпин обедают в кафе «Незабудка» со своим начальником Кушаком. Признаться честно: Вампилова я не любил. Он казался мне слишком простым. Однако казался таковым лишь до поры до времени.

И вот мне исполнилось двадцать. Я пишу книгу о памятниках Иркутска. Приближаясь к городскому академическому драматическому театру Охлопкова, я замечаю вальяжного двухметрового мужчину из бронзы. Он стоит на небольшом постаменте, надпись на котором гласит: «А. Вампилов». И снова судьба свела меня с этим очаровательного вида представителем Сибири. Вот что о памятнике писали в иркутском историко-краеведческом словаре:

vampilov_monument2-2.jpg

«Открыт 20 сент. 2003 по инициативе и на средства иркутских предпринимателей. Скульптор, москвич Вячеслав Переяславец. Символично, что памятник находится рядом с Иркутским академическим драматическим театром, который был построен тоже на деньги меценатов нашего города в 1897. Бронзовый монумент высотой 2,4 м и весом в две с половиной тонны. Внушительны и размеры плинта (квадратной массивной плиты, уложенной в основании), на который встанет скульптура: четыре метра в длину и почти два – в ширину. «Важно было показать, что драматург стоит на пологом берегу, на который набегает волна и увлекает за собой гальку и ракушки», – говорит мастер о своем проекте».

Сделав несколько фотографий, я вернулся домой, попутно взяв из библиотеки «Записные книжки» А. В. Я читал:

«Ничего нет страшнее духовного банкротства. Человек может быть гол, нищ, но если у него есть хоть какая-нибудь задрипанная идея, цель, надежда, мираж - все, начиная от намерения собрать лучший альбом марок и кончая грезами о бессмертии, - он еще человек и его существование имеет смысл. А вот так...Когда совсем пусто, совсем темно».

c72c2eddd9bb8e9491b574b25eb88495.jpg

«Бетховен не повторится. Чем дальше от Бетховена, тем больше человек  (в известном  смысле)   будет   становиться   животным,   хоть   и   еще   выше организованным.  В  будущем  человек  будет  представлять  из  себя   сытое, самодовольное животное, безобразного  головастика,  со  сказочным  удобством устроившегося на земле и размышляющего лишь о том,  как  бы  устроиться  еще удобнее. Время Пушкиных  и  Бетховенов  будет  рассматриваться  как  детство человечества. Головастик скажет: "Как ребячились люди!  Занимались  какой-то поэзией,  как  это?..  Музыкой.  Что  это  такое?  И  зачем  она  им   тогда понадобилась?".

Быть может с возрастом я научусь понимать его, думал я, и простота его покажется мне чем-то возвышенным. С такими мыслями я уснул, не просыпаясь до самого вечера.

 

Мыльников Ефим , Иркутск

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Похожие материалы

Яндекс.Метрика